Введено в действие Утверждено
приказом по МОУ СОШ №113 на педагогическом совете
от
№15 протокол от 27.04.2007 № _______________
Директор МОУ СОШ №113
___________ С.Н..Бутакова
ПОЛОЖЕНИЕ
о реферате как форме устной государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9 и 11 классов МОУ СОШ № 113
I Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 21.07.2005 г. № 100-ФЗ ;
-«Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений РФ» (приказ от 03.12.1999 г. № 1075);
- приказом Министерства образования РФ «О внесении изменений и дополнений в положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений РФ» (приказ Минобразования РФ от 21.01.2003 № 135);
- порядком проведения государственной (итоговой) аттестации 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений Волгоградской области, утвержденной приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 27.01.2006г. № 110;
. приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от
07.02.2007.г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 27.01.2006г. №110 «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений Волгоградской области»;
приказом Комитета по образованию Администрации г. Волгограда от 19.04.2007г. № 256.
1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения устного экзамена в форме защиты реферата на период государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов МОУ СОШ № 113.
II Требования к содержанию реферата
2.1 Реферат - это высшая форма письменной работы. Она требует не только структурирования своих мыслей, но и сведения всех знаний вокруг одной проблемы (вопроса) на основе нескольких источников.
2.2 Реферат - это учебная работа, в ходе которой ученику необходимо продемонстрировать умения:
извлекать из разных источников нужные сведения (отбирать материал, суждения по теме,
цитаты);
выделять главное, существенное;
грамотно излагать материал.
2.3 Реферат - это самостоятельная работа, выполненная по определенной теме на основе изучения источников, литературы.
2.4 Тему реферата формулирует учитель, она входит в список возможных тем, рекомендуемых по данному курсу. Список доводится до сведения учащихся в январе месяце текущего учебного года. Учащийся выбирает тему и приступает к работе не позднее 1 февраля текущего года.
2.5 В реферате обычно сравнивают позиции минимум трех-четырех авторов или источников. В процессе их сравнения ученик выдвигает собственные версии.
III Реферат на экзамене
3.1. Не позднее чем за семь дней до начала государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов МОУ СОШ № 113:
- обучающийся предоставляет реферат на рецензию учителю-предметнику;
- окончательно определяется форма сдачи экзамена по выбору – защита реферата.
3.2. Введение реферата на экзамен расширяет творческие возможности учителя, ставит перед ним задачу поиска новых методов и приемов, работы с перспективой, помогает подходить индивидуально к возможностям каждого ученика.
3.3. Работа над рефератом способствует развитию у ученика навыков познавательной деятельности, приобщает старшеклассников к самообразовательной деятельности.
3.4. Реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, ее основной проблематике. Он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
IV Формальные требования к реферату
4.1 Реферат имеет титульный лист: в верхней части листа - название образовательного учреждения (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 ) , в центре листа - название темы, в нижней правой части листа - фамилия, имя, отчество автора с указанием класса и фамилии, имени, отчества научного руководителя, в центре нижней части листа - место и год написания текста.
4.2 Вторая страница называется « План и содержание» с указанием нумерации страниц. Реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Дается список
литературы с указанием автора (в алфавитном порядке), название источника, года и места издания, приложения (таблицы, схемы, графики, диаграммы, хронологический перечень событий и т.д.).
4.3 Необходимый объем реферата:
9 класс - 10-12 страниц печатного текста (кегль 14, шрифт Таймс)
11 класс - 16-18 станиц печатного текста (кегль 14, шрифт Таймс)
4.4 Каждая страница должна быть пронумерована в центре нижней части страницы, нумерация начинается с титульного листа. На каждой странице должны быть поля. Заголовки и подзаголовки определяются абзацем. В тексте не допускаются сокращения.
4.5 Введение начинается с третьей страницы. Во введении автор должен раскрыть актуальность, значимость данной проблемы, также определить цели и задачи исследования, дать обзор используемой литературы.
4.6 В основной части должна быть раскрыта поэтапно тема реферата с использованием различных источников.
4.7 В заключении автор дает обобщение по исследуемой проблеме, высказывает свою точку зрения.
4.8 В работе над рефератом должно проявиться умение автора работать с научной литературой. Обучающийся обязан изучить не менее трех-четырех источников.
4.9 Оформление реферата должно соответствовать общепринятым нормам ссылок на источники и требованиям библиографии и государственного стандарта
4.10 В процессе работы над рефератом ученик имеет право обращаться за консультацией к учителю, библиотекарю.
4.11 Реферат предоставляется на предварительное ознакомление учителю-предметнику не позднее чем за две недели до экзамена. Если есть замечания, то они в течение одной недели устраняются.
V Рецензия учителя на реферат
5.1 Рецензию на реферат пишет экзаменующий учитель.
5.2 Рецензия - это письменный анализ творческой работы выпускника.
5.3 В верхней части листа указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, также указывается тема реферата.
5.4 В рецензии экзаменующий учитель раскрывает положительные стороны содержания реферата, анализирует введение, основную часть, заключение.
5.5 Рецензент дает анализ взаимосвязи цели, задач, результата исследования.
5.6 В рецензии имеет место запись: « Работа носит завершенный характер, отличается глубиной изложения, представляет значительный интерес, предлагается к защите».
5.7 В заключении рецензии указывается фамилия, имя, отчество рецензента, должность, дата, подпись рецензента, расшифровка.
VI Защита реферата
6.1 Защита реферата производится на экзамене за курс основного общего (9 класс) и среднего (полного) общего образования (11 класс).
6.2. Экзаменационная комиссия, принимающая экзамен по выбору в форме реферата, знакомится с рецензией на представленную работу на экзамене
6.3. Автор готовит письменное сообщение по содержанию реферата, которое предварительно проверяется учителем.
6.4. В устной форме в течение семи-восьми минут происходит защита реферата, обучающийся рассказывает о работе над рефератом, используемых источниках, раскрывает основную идею данной проблемы, мнения ученых по этой теме, высказывает свою точку зрения.
6.5. При защите реферата можно использовать приложения (таблицы, схемы, диаграммы).
6.6. Члены экзаменационной комиссии задают автору вопросы по содержанию реферата.
6.7. По завершении защиты предметная экзаменационная комиссия выставляет экзаменационную отметку.
|